Ликбез по детскому велотранспорту: все, что вы хотели знать и даже больше
Вы помните свой первый велосипед? Тяжёлый, неуклюжий, и со смешным клаксоном-пищалкой на руле? А может быть вы катались на соседском велике? Многие из нас впервые пробовали ездить именно на таких. Проехать десять-пятнадцать метров и не упасть было уже за счастье. «Тридцать лет назад было немного иначе», - думала я, наблюдая за подъезжающим к детской площадке велосипедом цвета фуксии, с капором и множеством мигалок на руле. За рулём сидела очаровательная барышня двух лет, а всей конструкцией гордо управляла мама с помощью ручки на велосипеде.
Хорошо это или плохо, но производители детских товаров захватили сознание детей не хуже пришельцев-марсиан из фильмов. И если вы родитель – вам не выиграть эту войну. Придётся сражаться за малые победы на своей территории. Например, решать, какой именно космолет взять с собой на прогулку из тех 3-х, что пришлось купить из 74 возможных вариантов.
О вкусах не спорят. Особенно о детских. У меня вот, например, куклы всегда лежали где-то в сторонке, а всё игровое пространство занимали машинки. И у меня не было велосипеда, потому что я жутко трусила. Зато был самокат, который я очень долго и искренне любила. На настоящий большой велосипед (горный 24-скоростной) я села в 25 лет, успешно съехала с холма, упала и художественно поцарапалась. Тем не менее все эти пазлы моего детства сложились в картинку под названием «Сыну срочно нужен велосипед!» А было сыну на тот момент два года.
Честно скажу, велосипед ребенку действительно нужен. К примеру, сын целую неделю вполне мирно делил транспорт с подружкой по песочнице, мастером езды на трёхколёсном велосипеде. Но девушка не собиралась долго терпеть кавалера без транспорта. Чтобы не ударить в песок лицом, мы отправились в магазин. Запомните правило номер один - покупать детский велосипед стоит только в том случае, если ребёнок проявляет однозначный и неоднократный интерес к данному виду транспорта. Или если у вас есть гараж для детской колёсной техники, куда поместится всё, вне зависимости от степени нужности.
Если ваш ребёнок всё ещё любит поспать в коляске на прогулке, а места в квартире не слишком много, не покупайте ему велосипед с ручкой управления для родителей. Такой велосипед будет служить вам в качестве коляски, уступая ей при этом по маневренности, дальности возможных поездок и степени комфорта для ребёнка. Вес его приблизительно равен весу обыкновенной коляски для прогулок, однако на этом сходства заканчиваются - такой велосипед коляски все равно не заменит. Несмотря на это, такой детский вид транспорта сейчас достаточно популярен.
На тот момент моим главным критерием покупки был вес – чем легче, тем лучше. Я понимала, что коляска моему ребёнку ещё нужна, поэтому велосипед должен был быть лёгким настолько, чтобы я смогла захватить его с собой в качестве дополнительного груза в свободную руку. Несмотря на невозможность поставленной цели, такая модель нашлась в ближайшем из детских магазинов. Производства Республики Китай, она весила не больше двух килограммов, была о трёх колёсах с багажником и странной конструкцией на руле, которая по задумке производителя должна была истошно вопить при нажатии на кнопку и сиять ядовито красными огнями. Конструкцию эту пришлось немедленно демонтировать, и в результате получился очаровательный велосипедик для двухлетнего малыша.
Он достаточно маневренный и устойчивый, несмотря на свою лёгкость. Небольшой перекос в левую сторону при поворотах был устранён подкручиванием одного винта. В багажник счастливый ребёнок положил игрушки. Достойный вариант для начинающего велосипедиста.
Сегодня в качестве первого транспорта для своего малыша родители всё чаще выбирают беговелы. Эта чудесная придумка человечества очень полезна для ребёнка: она учит его держать равновесие, что необходимо для дальнейшей езды на двухколёсном велосипеде. Но мне беговел на тот момент не подходил по двум причинам.
Во-первых, я была на приличном сроке второй беременности, и меня совершенно не прельщала необходимость догонять умчавшегося вдаль ребёнка (на беговелах можно развить весьма приличную скорость, а в местах наших прогулок каждые 100 метров – выезды из дворов). На маленьком трёхколёсном чуде особо быстро уехать не получится при всём желании. Во-вторых, ортопед настоятельно рекомендовал сыну научиться крутить педали: езда на велосипеде очень укрепляет мышцы ног и предотвращает развитие вальгуса стоп.
Итак, правило номер два – и ребёнку, и его родным первый транспорт не должен доставлять дискомфорта. Простота и лёгкость – вот ваши ориентиры.
Обычно подобного простенького велосипеда хватает на один сезон. Следующим летом подросший малыш будет чувствовать себя «в седле» не слишком комфортно, и настанет черёд «настоящего» велосипеда – «как у взрослых!», как сказал мой сын.
Давайте поговорим о том, как выбрать велосипед соответственно росту и весу будущего обладателя.
1. Размер колёс бывает от 12 до 26 дюймов.
- 26-дюймовые – это уже подростковые велосипеды, рассчитанные на возраст от 14 лет и старше;
- 12-дюймовые подойдут для человечка до четырёхлетнего возраста ростом до 98 сантиметров;
- 14-дюймовые – для тех, кто постарше и повыше (3-5 лет, рост до 110 сантиметров);
- 16-дюймовые будут удобнее ребятам 4-6 лет ростом до 116 сантиметров;
- 18-дюймовые встречаются реже, они рассчитаны на возраст до 7 лет и рост около 120 см;
- 20-дюймовые в принципе могут быть комфортными ребёнку от 6 до 11 лет ростом до 125 см;
- 24-дюймовые – для почти «взрослых» детей от 10 до 14 лет, подросших до 155 см.
2. Никогда не покупайте велосипед без ребёнка. Транспорт необходимо «примерить» и учесть некоторые обязательные требования:
- ребёнок должен доставать до земли ступнями, а расстояние между ногой и рамой должно быть не меньше 10 сантиметров (ширина ладони). Это нужно, чтобы в случае аварийной ситуации с велосипеда можно было легко спрыгнуть.
- проверяем и регулируем высоту сидения: при прокрутке педалей ноги находятся внизу в положении «почти выпрямлены» и вверху – в положении «не касаются руля». На педаль нога ставится всей ступнёй. важна высота руля: пусть ребёнку будет комфортно настолько, чтобы при езде не уставала спина, а угол поворота составляет меньше 90 градусов, чтобы при падении не травмировать «гонщика».
- вес транспорта и вес владельца должны быть соизмеримы. Нужно, чтобы велосипедист сам мог кантовать свой транспорт, а не просить довезти его буксиром кого-то постарше. Детские пластиковые велосипеды практически невесомые, но они выдержат не более 12-15 кг. Импортные сделаны из алюминия, соответственно, они легче. Отечественные из стали. Однако даже наш первый «взрослый» велосипед российского производства с колёсами 14 дюймов может выдержать до 50 кг, сам при этом весит около семи кг.
3. Поговорим о тормозе. Вариантов два: ручной и ножной. Честно говоря, лет до шести ручной тормоз маленькому человеку не очень нужен. Недостаточно иметь крепкие пальцы, необходимо ещё и сориентироваться в случае опасности или препятствия, а не всегда в этом возрасте координация позволяет совершать несколько действий одновременно. Ножной тормоз срабатывает на уровне инстинкта, и лёгкое движение ногой молниеносно останавливает велосипед. Хотя, конечно, ручной тормоз – это «круто», и мой почти четырёхлетний сын всё интересуется, когда же и ему такой «приделают».
4. Также мы ориентируемся на длину рамы. Но этот показатель несколько условный при выборе именно детского велосипеда. Какие бы нормы не указывались производителем, всё равно удобство и комфорт при «живой» проверке окажутся в приоритете. Не берите велосипед «впрок»! Это у кофточки можно подвернуть рукав, а джинсы подшить. В случае велотранспорта мы думаем о безопасности ребёнка, а категория «на вырост» нарушает все правила, обозначенные выше.
5. Ещё элементы безопасности: закрытая цепь и шлем. В цепь не попадёт штанина, а шлем надёжно защитит голову. Именно поэтому его тоже нельзя брать «на вырост».
Если малыш ещё не научился балансировать на беговеле, то его первый «серьёзный» велосипед будет со съёмными боковыми колёсиками. По мере взросления и приобретения навыков и умений они снимаются, и велосипед становится обычным двухколёсным.
Подростковый велосипед – это уже «почти взрослый» транспорт, уступающий последнему лишь в размерах. Критерии при выборе подростковых байков приблизительно те же, за некоторыми небольшими исключениями. Во-первых, тормоза. Всё-таки ножной остаётся самым надёжным, так как именно он поможет в случае экстренного торможения. Если же вы выбрали модель с ручным тормозом, тысячу раз убедитесь в его удобстве и исправности. Все подростки готовы мчаться быстрее ветра, но безопасность в непредвиденной ситуации остаётся в приоритете. Во-вторых, девушка и юноша выберут себе разные модели. Дамские модели имеют элегантный дизайн, богатый выбор расцветок, более низкую раму, узкий руль, широкое сидение и обязательно закрытую цепь. В-третьих, десятилетнему мальчишке не надо покупать велосипед с большим количеством передач! Не сумеет он одновременно переключать скорости и внимательно следить за дорогой! Дайте ему немного подрасти.
О «железных конях» можно рассказать множество интересных историй и фактов, которые выйдут за рамки одной статьи. Однако мы надеемся, что наши советы помогут вам найти вашему малышу именно ту модель, которая не один год будет радовать и приносить удовольствие от катания своим владельцам.
Спасибо! Ваш отзыв успешно отправлен на модерацию.
+ Добавить ещё один комментарий